Возможность увидеть мир, не отходя от экрана, стала одним из главных достижений цивилизации 20 века. Обеспечивают эту возможность сотни съемочных групп десятков телекомпаний, которые день и ночь “блуждают” по миру в поисках сюжетов для новостей, кадров для телефильмов, “натуры” для сериалов.

Когда снимается кино или документальный фильм, съемочная группа, как правило, укомплектована всеми необходимыми участниками процесса: от режиссера до администратора. В распоряжение творцов “большого кино” поступает весь спектр технических средств, с помощью которых мы видим на экране профессиональную “картинку” с качественно записанным звуком.

В работе же телевизионной съемочной группы о качественной записи звука часто вспоминают только во время монтажа отснятого в командировке видеоматериала. Исправить в этой ситуации что-либо уже не удается. Происходит это по вполне объяснимой причине: экономия. Часто даже крупные телекомпании отправляют в командировку минимально возможный состав съемочной бригады: корреспондент (или режиссер) + оператор. Для последующего репортажа на пару минут эфирного времени, этой связки бывает достаточно. Но для качественной работы в более “основательных” жанрах тележурналистики, таких как телеочерк, эссе или документальный фильм, в съемочную группу необходимо привлекать еще, как минимум, одно ответственное лицо – звукооператора. Важность роли этого незаметного во время съемок персонажа становится ясна уже в самом начале монтажа отснятого материала.

Вполне распространенная картина: режиссер в монтажной отсматривает интервью, например, с железнодорожником. На заднем плане, вдалеке, проезжает поезд. Абсолютно бесшумно. Режиссер начинает крутить ручку громкости монитора, пытаясь “расслышать” звук поезда. Звука поезда нет. Да и откуда ему взяться, если микрофон в руках корреспондента или закрепленная на одежде интервьюируемого “петличка” старательно записывают на один звуковой канал видеокамеры речь, а узконаправленный микрофон, закрепленный на видеокамере, “смотрит” туда же, куда объектив и записывает ту же самую речь? При этом, операторы (особенно начинающие) бывают полностью увлечены “картинкой”, поэтому доверяют микрофоны АРУЗу (автоматическая регулировка уровня записи). В итоге, микрофон “находит” наиболее громкий источник звука, а все остальное просто “не слышит”. Как результат, приходится находить фонограмму проезжающего поезда и “накладывать” ее на изображение. Все было бы намного проще, если бы звуком на съемках занимался тот, кому и положено этим заниматься – звукооператор.

Основной инструмент звукооператора на съемках – портативный “полевой” микшерный пульт. Хороший пульт – вещь незаменимая. Это сразу поймет любой звукооператор, которому хотя бы раз доводилось во время съемок бегать за оператором и пытаться корректировать уровень записи на его видеокамере. Микшерный пульт дает главное – автономность действий, при которой контроль за звуковым сигналом осуществляется независимо от того, где в этот момент находится аппарат записи. При стационарной съемке звукооператор может, не мешая остальной съемочной группе, расположиться в удобном для него месте, оттуда контролировать и, если надо, микшировать сигналы с микрофонов, передавая выходной сигнал на аппарат записи. Удалиться от аппарата записи можно настолько, насколько позволяет длина кабеля или радиус качественной передачи радиосигнала. По-настоящему же понять все удобство портативных микшерных пультов можно в ситуации, когда приходится производить съемку в движении, или съемку “с колес”: то есть, в обстоятельствах, когда надо быстро и неожиданно начать съемку.

Одним из самых популярных “полевых” микшеров среди телевизионщиков уже много лет остается Shure FP33, специально предназначенный для звукозаписи на выезде: в работе средств массовой информации и на натурных съемках. Секрет популярности прост: компактность, легкость в использовании и надежность. Эти факторы в условиях съемок “на ходу” всегда были гарантией хорошо записанного звука.

Shure FP33 имеет 3 микрофонных/линейных входа XLR, и 2 микрофонных/линейных выхода XLR. При желании, два входных канала можно объединить в стереопару и передавать на аппарат записи стереосигнал. Все входные каналы снабжены регуляторами панорамы. Высокоточные изолированные входные потенциометры выполнены очень качественно. В условиях записи звука “на природе” это очень важно: слабое место многих портативных пультов – именно регуляторы уровня входного сигнала, которые, при резких перепадах температур, под воздействием влажности или при попадании внутрь пыли начинают “шуршать”. В итоге, вместе с “полезным” сигналом записывается “звук фэйдера”. У FP33 низкий уровень собственного шума при широком динамическом диапазоне (более 100 дБ). При таких характеристиках пульт идеально подходит для работы с цифровыми форматами записи. Также надежно выполнены индикаторы, объединяющие показатели уровня входного сигнала, пикового уровня выходного сигнала, генератора тона и расхода батарей.

Важно отметить функциональность панели управления пульта. В условиях записи звука “на ходу”, регуляторы уровня входного и выходного сигналов, ручка мониторинга наушников и индикация выполнены значительно крупнее других элементов панели управления. Эта “мелочь” имеет важное практическое значение: звукооператор во время натурных съемок должен уметь быстро реагировать на происходящее вокруг и пользоваться регуляторами, что называется, “на ощупь”, только изредка посматривая на индикацию сигнала.

Пульт Shure FP33 снабжен лимитером и обрезными фильтрами низких частот для каждого входного канала. Лимитер может потребоваться при неожиданных скачках и перепадах уровня. Обрезные фильтры низких частот незаменимы в условиях “задувания” микрофонов, например, при сильном ветре. И лимитер, и фильтры, конечно несколько “обедняют” тембр. Но, в ситуации, когда “второго дубля может не быть” они приходят на помощь, спасая сигнал от искажений. При благоприятной акустической атмосфере вокруг источника записи, лимитер и обрезные фильтры можно отключить, что предусмотрено в пульте FP33.

Для работы с конденсаторными микрофонами, в пульте предусмотрено фантомное питание 12 и 48 В. Пульт работает от сети напряжением от 12 до 30 В. постоянного тока или на двух щелочных батареях 9В. Заряда батарей хватает на 7-8 часов работы, в зависимости от температуры окружающей среды (на морозе время работы батарей уменьшается). Помимо индикации емкости заряда батарей, на панели пульта имеется очень удобный на практике светодиод, который начинает мигать красным цветом, предупреждая о скором разряде батарей. Это очень приятная “мелочь” в условиях оперативной записи звука.

Помимо испытанной звукооператорами надежности, Shure FP33 привлекает своей легкостью – всего 1,6 кг. Кто хотя бы раз ходил с портативным пультом, с комплектом микрофонов и шнуров наперевес несколько часов подряд по пересеченной местности, понимают что значит небольшой вес микшерного пульта!

Shure FP33 снабжен шиной микширования для подключения дополнительного микшера. Это позволяет, при необходимости, увеличить число входных каналов. Не лишнее дополнение: специфика работы звукооператора на выездных съемках такова, что запись звукового фона на один микрофон может быстро смениться записью струнного оркестра на несколько микрофонов. И то, и другое часто приходится записывать буквально “на ходу”.

Среди людей, знакомых со съемочным процессом существует примета: по наличию или отсутствию в съемочной группе звукооператора, снабженного хорошей аппаратурой, можно судить о серьезности телекомпании, которую представляет съемочная группа. Все просто: те, кто не экономят на звуке, уважают не тол

Эта запись была опубликована 25.11.2009в 22:13. В рубриках: Новости. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставьте свой комментарий

Примечание: Осуществляется проверка комментариев, и это может задержать их публикацию. Отправлять комментарий повторно нет необходимости.