Эта статья не содержит схем усилителей и их расчётов. Прежде всего, она должна сориентировать конструкторов высококачественной аппаратуры и просто радиолюбителей в многообразии выпускаемых соединительных кабелей, показать достоинства и недостатки отдельных групп этих изделий, а также дать некоторые рекомендации по их применению.
Скажу сразу, что статья не претендует на истину в последней инстанции, а отражает моё видение проблемы, основанное на личном опыте и опыте моих друзей – конструкторов высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры и музыкантов.
Публикаций на данную тему очень много. На всевозможных форумах в Интернете и в различных журналах я часто вижу различные суждения на тему акустических и межблочных кабелей, причём многие из них прямо противоположны друг другу. Разобраться, особенно людям неопытным, бывает довольно сложно. Между тем, звучание Вашего радиокомплекса может быть «загублено» именно некачественными соединителями, несмотря на то, что отдельные его части правильно настроены и прекрасно звучат.
Прежде чем давать оценки, изложу общую концепцию, которой я придерживаюсь. Она достаточно проста. Я считаю, что каждое звено звуковоспроизводящего комплекса приводит к неизбежной деградации исходного сигнала, важно лишь, чтобы это влияние было минимальным.
И ещё одно. Считаю, что звучание кабелей не должно вносить собственной окраски в исходный сигнал, то есть быть нейтральным. Каждая фонограмма отражает некий отрезок времени с присущими только ему способами записи, манерой исполнения, характерными особенностями звучания и т.д. Вмешиваться в исходный музыкальный сигнал (даже посредством кабелей) можно, но вряд ли нужно, так как при этом нарушается оригинальная трактовка музыкального произведения исполнителем и цельность восприятия фонограммы.
Для сравнительной оценки были выбраны следующие типы изделий.
Акустические провода:
1.Noname китайского производства (сечение 2,5 мм) – OFC
2.Belsis – OFC
3.CS 122 (Van den Hul) – композитный (медь+серебро+углерод)
4.Supra – композитный (медь+олово)
5.Ecosse Reference MS 2.3 – монокристаллическая медь
6.UTP(витая пара 5 категории)
Межблочные провода:
1. No name китайского производства – OFC
2. D-102V (Van den Hul) – композитный (медь+серебро)
3. Daxx R88 – OFC
4. Ecosse Composer – монокристаллическая медь
5. ПРППМ – моножила (медь)
6. UTP (витая пара 5 категории)
Выбор изделий не случаен. Во первых – эти кабели достаточно распространены, во вторых – прослеживается деление на три основных группы. Группы примерно выглядят так:
1. OFC – бескислородная медь.
2. OСC – монокристаллическая медь.
3. Композитные.
Чтобы Вы, уважаемые читатели, не путались в названиях, изложу очень коротко
особенности каждой группы
OFC – бескислородная медь, провод получаемый из заготовки методом холодного вытягивания через фильеру. Самый распространённый материал.
В целом имеет неплохое звучание, но есть и недостатки. Когда на таком кабеле вы видите надпись чистоты материала 99,99…%, то это означает чистоту материала в заготовке. При прохождении через фильеру металл насыщается примесями и его кристаллическая решётка нарушается. Также неизвестно, где находятся эти примеси – в самих зёрнах или на границе между ними. Таким образом надпись 99,99…% – чисто маркетинговый ход, предназначенный для покупателя. Именно поэтому кабели из бескислородной меди у разных производителей и звучат по-разному.
OСC – монокристаллическая медь (метод профессора Оно), провод получаемый при помощи специальной технологии прямо из расплава. Цель – получение длинных (до 125м) кристаллов меди, сопоставимых с длиной кабеля. Как Вы понимаете, при этом достигается минимизация переходов внутри проводника.
Композитные (или композиционные, как хотите) – провода, как правило состоящие из нескольких металлов (например, лужёная или посеребрённая медь).
Комбинацией металлов (и неметаллов, например углерод) удаётся придать проводу какие-то конкретные свойства.
Теперь о прослушивании
Для этого применялась достаточно простая система.
Источник сигнала – CD проигрыватель Rotel RCD-02S.
Усилитель мощности – самодельный однотактный на лампах E83CC (6Н2П)+6П43П конструкции моего друга А.И.Манакова (мощность 2,5Вт).
Акустические системы – KEF-Q1 (чувствительность 91 Дб).
При неизменных основных составляющих системы, провода менялись, что субъективно позволило судить об их звучании.
Сначала акустические
№1 китайского производства показали самый плохой результат. Звучание тусклое, лишённое эмоциональной окраски. Такое впечатление, что звук доносится из-за стены.
№2 Belsis показал более лучший результат. Недостаток – плохое воспроизведение высоких частот. Низкочастотный диапазон в порядке.
№3 CS-122 (Van den Hul) – радикальная разница. Очень яркое (даже слишком), объёмное звучание.
№4 Supra – ровное деликатное (немного сглаженное) звучание.
№5 Ecosse MS 2.3 – просто супер. Невероятно точная передача всех нюансов. Великолепная передача низких частот, ровная середина и прозрачный верх.
№6 –Сюрприз. Витая пара 5 категории (все восемь проводов в «кучу» и оба провода перевить между собой). Удивительно, но уступил этот провод только Ecosse, да и только в низкочастотном диапазоне. Я это объясняю меньшим сечением у витой пары 1,6мм против 3,0 у Ecosse. Если у Вас есть высококачественный предварительный усилитель, то чуть добавьте низких частот. Учитывая цену – копейки против 45$ за метр у MS 2.3, стоит задуматься.
Эта запись была опубликована 25.02.2010в 00:41. В рубриках: Для Вашей пользы и прибыльности!. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой комментарий или трекбек со своего сайта.
Акустические кабели
и их значение в звуке
Имеет ли большое значение качество акустического кабеля?
Качество кабеля в аудиофильском смысле этого слова, как правило, имеет некоторое значение на качественной же аппаратуре.
Но именно качество, а не цена. Имеет значение собственно проводник, навивка жил в случае комбинированной конструкции кабеля… Тем, кто считает, что “чем толще кабель, тем лучше”, я отвечу, что лучше именно разумный здоровый оптимум, а емкостные и индуктивные свойства кабелей меняются при значительном увеличении диаметра. Если считать кабель линейным элементом цепи, то, конечно, все в порядке, но все же акустический кабель точнее будет считать четырехполюсником, фильтром с распределенными параметрами. Скептикам, справедливо вспоминающим при этом о спутниковых кабелях с низкими потерями и о соответствующих частотных диапазонах, где эти потери являются значимыми, будет интересно узнать и о некоторых особенностях физиологии слухового аппарата – он способен уловить смещение барабанной перепонки на глубину, меньшую, чем диаметр водородного ядра! Интересно и то, что зачастую слушатель, с одной стороны, способен проигнорировать очень высокие уровни искажений исходного сигнала (гармонические низших порядков), с другой – способен уловить их при значениях, зачастую недоступных приборам, в отличие, скажем, от видео. Если говорить об органах чувств, то динамический диапазон, доступный уху – 135 дБ – можно сравнивать только с обонятельным аппаратом, настолько же чувствительным.
А вот длина кабеля действительно, чем меньше, тем лучше – при этом и индуктивность и емкость кабеля снижаются, меньше влияние на звук, легче работать усилителю, меньше потерь. Многие изысканные очень дорогие кабели с большой толщиной (или ленточные) могут заметно искажать звуковой сигнал, поэтому иногда с такой же вычурной аппаратурой для снобов они могут давать различные интересные эффекты, которые могут быть приняты иногда и за заметное улучшение – “звук заметно изменился -> стал другим -> если это связано с установкой очень дорогого кабеля, то, наверное, улучшился”. Простой расчет на психологию покупателя
Кабели с минимальным влиянием на сигнал чаще всего стоят относительно недорого, но все же цена заметно отличается от стоимости трансформаторных или проводов от стиральных машин. Для ВЧ-громкоговорителей, как правило, лучше подойдет одножильный, относительно тонкий OFC (можно и серебрянный, хотя в смысле проводимости разница копеечна, чего не скажешь о стоимости) провод (например, 0,5-1 мм^2), здесь важна равномерность кристаллической решетки, для НЧ-диапазона достаточно толстый и, скорее всего, многожильный (меньше нарушается при изгибах кристаллическая решетка, меньше неоднородность, меньше нагрев) кабель (например, сечением 2-3 мм^2 или чуть больше, для передачи тока, допустим, до 5А и нижней эффективной частоте 30 Гц), для СЧ же лучше выбрать золотую середину. Все это имеет большое значение при подключении Bi-Amping, когда между выходными клеммами усилителей и самими динамиками ничего нет, а усилитель используется многополосный с кроссовером на входе. В случае использования пассивных фильтров между усилителем и многополосной акустической системой (типовая схема подключения) влияние акустических кабелей становится мизерным – фильтры вносят намного больший вклад в искажения сигнала, особенно, если эти фильтры высоких порядков, хотя характер искажений и различается.
Также, по моему мнению, имеет смысл избегать использования кабелей из неоднородного материала, например, медных посеребренных кабелей, хотя кому-то нарочитое подчеркивание высших звуковых частот (обычно возникающее в таком случае) может показаться пикантным (тем более, если АС исходно “глуховаты”). Но мы говорим именно о снижении влияния этого звена тракта на звук. Лучше, если кристаллическая решетка является однородной.
Стоит помнить и о том, что даже качество соединений (не забываем про значительные токи в выходном звене тракта) обычно является уже более критичным, чем сам кабель. Кроме того, на выходе недорогих усилителей (например, в составе музыкальных центров) могут стоять дополнительные элементы для повышения стабильности работы усилителя и препятствующие выходу усилителя в нештатный режим или из строя – небольшая, включенная последовательно выходу индуктивность (снижающая риск самовозбуждения) и/или параллельно выходу небольшая емкость, шунтирующая выходные цепи. Эти элементы также могут нивелировать зависимость от акустических кабелей.
Наверное, поэтому не стоит искать черную кошку в черной комнате и вдаваться в крайности – подключать акустические системы проводом, оторванным от куска старой электрической проводки или наоборот, вычурным кабелем стоимостью в килобакс за метр – потратьте ваши деньги лучше на хорошую акустику, усилитель или на любимые мелодии. Может быть, вы вспомните о помещении, где вы слушаете музыку – скорее всего, обычный ковер или тяжелые плотные шторы могут дать куда больший эффект, чем самые дорогие провода в мире. Или просто купите себе массивное кресло, в котором вы сладко утонете под звуки любимой мелодии.
© Игорь Илларионов
Выбор правильного калибра
аудио кабеля
Последнее действие после покупки и установки аудиокомплескса – это соединение блоков и подключение акустики. Какой же выбрать кабель и как подключиться? Европейские изготовители акустики редко что-либо говорят о требованиях к параметрам и размерам акустического кабеля. Американские же, из США и Канады, акустика которых широко представлена на российском рынке, обычно указывают размер. Однако это выглядит приблизительно так: «используйте для подключения акустики кабель калибра (gauge) 16 – 18, если длина более 3 метров».
Иногда указания более конкретные: «мы рекомендуем использовать кабель калибра 18 или толще при длине менее 8 метров и кабель калибра 16 или толще – при длине более 8 метров». В данном случае под калибром подразумевается размер провода в соответствии с AWG (American Wire Gauge – американский сортамент проводов). При этом чем меньше число по AWG, тем толще провод.
Так сколько же это будет в привычных миллиметрах? Мы приводим в таблице для сравнения данные для некоторых наиболее часто применяемых кабелей.
Все вы в каждом тесте акустики имеете возможность наблюдать частотную зависимость сопротивления АС. На самом деле – модуля сопротивления, т. к. от частоты меняется и фазовая характеристика входного импеданса традиционной АС с разделительными фильтрами и динамическими головками. Меняется так, что на одних частотах усилитель ощущает его как простое сопротивление, на других – как емкость и сопротивление, па третьих – как индуктивность и сопротивление.
Самый сложный участок – низкие частоты. Для подавляющего большинства современных АС, НЧ-головки работают, захватывая область механических резонансов (на частотной зависимости сопротивление па этих частотах возрастает), но наиболее опасный следующий резонанс – электромеханический, на котором импеданс минимален и практически равен сопротивлению по постоянному току. Для некоторых головок его величина может быть менее 4 Ом. Чем меньше внутреннее выходное сопротивление усилителя мощности, тем более эффективно подавляются (демпфируются) собственные колебания головки на частоте резонанса.
Возможно, вы помните о таком параметре усилителя, как коэффициент демпфирования. Это отношение номинального сопротивления акустики к выходному сопротивлению усилителя и поэтому может меняться для систем с разным номинальным сопротивлением. По некоторым данным величина коэффициента демпфирования должна составлять несколько десятков. В таком популярном издании, как Audio Cyclopedia Xoварда Треймена, указывается, что он должен быть не менее 20.
Теперь, если посмотреть в таблицу и произвести простейший расчет для акустики с номиналы противлением 4 Ом и усилителя с коэффициентом демпфирования 20, то станет ясно, что даже полуметровый акустический кабель 17 калибра (сечение 1 мм?) будет на 10% ухудшать коэффициент демпфирования. А сопротивление часто используемого трехметрового отрезка такого кабеля уже на треть увеличит сопротивление усилителя и при указанных в примере значениях уменьшит коэффициент демпфирования почти вдвое. Для усилителя с большим коэффициентом демпфирования, т.е. меньшим выходным сопротивлением влияние акустического кабеля такого калибра будет еще больше.
Также часто «обсуждается» влияние на качество звуко-воспроизведения поверхностного эффекта, чаще называемого в аудиофильских кругах скин-эффектом. Представляется, что для большинства многожильных акустических кабелей влияние этого эффекта ничтожно.
В общем случае потери в кабеле определяют его сопротивление, индуктивность и емкость и проводимость утечки изоляции (все на единицу длины). Поэтому наилучшим из всех вариантов будет короткий, толстый, многожильный (можно и с изолированными отдельными проводниками) акустический кабель. В любой системе используются как межблочные, так и акустические кабели. Какой должен быть между ними расклад? По мнению специалистов, занимающихся разработкой и производством специальных звуковых кабелей, лучше иметь длинный межблочный кабель и короткий акустический. Это, например, предполагает использование в высококачественной звуковой стереосистеме предусилителя и двух моноблоков усилителей мощности, расположенных в непосредственной близости от акустических систем. Тут кардинальным решением проблемы с акустическими кабелями может стать использование активных акустических систем.
Но вернемся к обсуждению подключения в более простых системах. Общепринятые (в Европе и у нас в стране) лет двадцать назад двухконтактные разъемы для подключения акустики не были рассчитаны на большие мощности. Во времена их разработки «нормальной» мощностью для стереоусилителя считались 10 Вт на канал. Такие разъемы допускали использование только обычных электротехнических проводов типа «лапша» с небольшим сечением, а потому и канули в Лету.
Такая же судьба постигла и пружинные зажимы на японской блочной аппаратуре. Хотя справедливости ради нужно уточнить, что подобные зажимы вовсю используются в музцентрах и для подключения дополнительных каналов (центрального и тыловых) в некоторых AV-ресиверах.
Большинство же современных аппаратов оборудованы винтовыми клеммами, допускающими подключение кабелей с жилой различных диаметров. Напрямую, без переходника или наконечника, можно подключить кабель диаметром до 3 мм. Если же вынуть заглушки и использовать переходные однополюсные вилки, то без проблем удастся выполнить подключение и 6-миллиметромым проводом.
Эта статья не содержит схем усилителей и их расчётов…..
В этом что-то есть. Огромное спасибо за помощь в этом вопросе, теперь я не допущу такой ошибки….