Отсель: http://radiozvuk.com/index.php/topic,195.msg1364.html#msg1364
О кризисе:
Кризис – это теперь тренд такой. В кризисе, похоже, пребывают все, хотя бы из чувства солидарности с теми, кто рядом. Теперь модно активно экономить на всем: обедах, бензине, связи, сотрудниках, офисе, подрядчиках, заказчиках, рекламных бюджетах полностью либо частично (медиапланах, хронометражах «и прочем креативе»). Скоро начнем экономить на медицине, но недолго…
Опять выживут самые сильные. Впрочем, разве это плохо?
Поубавится этих абсурдных ежегодников и календарей, которые тоннами оседали в моем мусорном ведре каждый декабрь, идиотских рекламных кампаний, призывающих при слове «Джинс» хвататься за трубу, а не за штаны… В эфире станет меньше бездарных роликов, потому что рекламисты и маркетологи наконец-то задумаются над тем, как они тратили деньги тогда, когда они водились в достатке… Испарятся из эфира радиостанции с совершенно невнятными форматами…Наконец-то исчезнут все эти безликие «менеджеры общего профиля», которые в силу скудоумия своего не в состоянии без искажений и личных комментариев передать суть вопроса вышестоящему руководству…
Но, как я и говорил, выживет сильнейший…
Я ведь не говорил «умнейший»…
О креативе.
… с каждым днем все более ясно понимаю, что мои прежние представления о кризисе были весьма идеалистичны. По рынку носятся стада необразованных забитых, напуганных новой и непонятной работой людей: это бывшие секретарши, на которых теперь и рекламу повесили. А ведь «бывших» у нас не бывает…
В эфире – траур по креативу, мне все сложнее заставлять себя ловить волну… Да и чего Вы ждете от ролика, если он стоит одну тысячу рублей или вообще ничего не стоит? Что он вдруг будет работать как рекламная песня, за которую год назад было уплочено сто тысяч?
Каков стол, таков и стул. Спросите в любом мебельном магазине, у них тоже распродажи…
О кризисе в креативе.
Я хорошо помню 1998 год…
Надеюсь, что радиореклама выживет, вот только какой она станет – пока непонятно. На рынке аудиокреатива уже появляется все больше голодных дискаунтеров, что казалось бы не так уж и плохо. Плохо другое: это не может не сказаться на качестве продукта: минимизируя себестоимость, можно забыть о привлечении качественных копирайтеров, актеров, легальном приобретении новых библиотек музыки и саунддизайна. Конкурировать в низкобюджетном сегменте тяжело, поскольку многие радиостанции предлагают изготовление радиоролика в качестве бонуса. Чтобы выжить, продакшн-студии будут «падать наперегонки» и предельно снижать себестоимость.
В ход пойдут говорящие звукорежиссеры, студенты и прочее «народное ополчение». Писать тексты, видимо, будут они же. За те же деньги.
По другую сторону баррикад их встретит полное взаимопонимание: менталитет секретарши, как правило, в состоянии оценить только проверенные, примитивные ходы, а изобилие эфирных «шедевров» лишь укрепит заказчика в том, что самый правильный ролик – это «уважаемые-дамы-и-господа»: ведь все так делают!
Вот так примитив незаметно приходит на смену простоте.
При минимуме возможностей продакшн будет предлагать такой же минимум ассортимента: 1-2 варианта текста, 1-2 вариант озвучки.
У нас на студии такой подход к работе называется «включить говномет».
Хотя тоже грешен, вклЮчиваю его иногда по просьбам таких вот радиослушателей, которые звОнят нам НА эфир…
Впрочем, кто теперь без греха?
Хотя, вполне возможно, что основной поток роликов будут записывать сами станции, что снизит риск получить вместо ролика нечто неграмотное, звучащее на ворованной музыке. Станционные продакшены весьма неоднородны по качеству серийно изготавливаетмых коммерческих роликов. Утешает лишь одно: плохой или совсем уж неопытный звукорежиссер вряд ли выдержит тот темп работы и те требования, которые станции обычно предъявляют к своим сотрудникам.
О креативе в кризис:
Бесплатные шедевры могут получаться только случайно. Но иногда они получаются! Следите за рекламой…
Эта запись была опубликована 30.10.2009в 23:06. В рубриках: Новости. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой комментарий или трекбек со своего сайта.
нельзя сравнивать рынок Москвы и остальных регионов. По большому счёту, столичный подакшен работает на основе учебников по маркетингу-, а именно продаёт клиенту не “колбасу”, а ” запах колбасы”, предоставляя заказчику при этом, некую особенную идею избранности. Бренды в столице- имеют значение. Другое дело когда ” за брендом”, теряется само качество “колбасы” .
Что касается регионов-здесь продают “колбасу” в чистом виде, а в качестве брендов выступают люди….”Осипов”, “Ляпунов” “, “Веснов” и тд, даже если они и находяться под крышей какого то названия. “Люди-Бренды” в определёном географическом населённом пункте. Они и корову кормят и колят и фарш рубят в конечом итоге…..Не всегда столичные технологии смогут работать в регионах и наоборот. Ментальность, бюджет и тд. Хотя уверен что многие из регионов смогут СДЕЛАТЬ хороший продукт, но ПРОДАТЬ его в столице смогут не все. А это уже другая песня …
О бизнесе: наша с вами работа, коллеги, зависит не только от того, сколько лично Вы хотите заработать (замечу: заработать и получить – суть разные глаголоы), но и от того, сколько заработать (получить) хотят и остальные участники творческого процесса, включая налоги, аренду и т.п. Иначе работать нельзя по ряду причин: во-первых иное – криминально. Вы ведь не хотите иметь сомнительную репутацию и неминуемые проблемы от соответствующих контролирующих органов? Помимо гражданского самосознания, есть еще одна важная мотивация: эфир пишется и мониторится, и не дай вам Бог хоть раз влететь по авторским штук на 300 зелени, как я чуть не влетел с одним старым роликом МТС. Только чудо спасло!
Закон нужно чтить, каким бы он ни был: от Вашего мнения тут, увы, мало что зависит.
Но есть ведь еще и “рельеф местности”: стоимость ролик во многом зависит от того, какого уровня “комплектующие” в нем задействованы. К примеру, я знаком с Игорем Леонидовичем Кирилловым, “бренд-войсом” Советского Союза и последним живым учеником самого Левитана. Игорь Леонидович – очень интеллигентный человек еще той старой закалки, этика которой не предусматривала торговли за каждый доллар. Да, я могу предложить ему 100 долларов, но по моему мнению его голос стоит как минимум на один ноль дороже, и я говорю клиентам: “Кириллов? Это минимум штука!”. Но это мы говорим об эксклюзиве.
Как и во многих товарных категориях, в услугах актеров и копирайтеров приняты свои “табели о рангах”.
В Москве актеры уровня Чонишвили, Бохана, Соловьевой, Игнатова, Брежнего и нескольких еще стоят 200$.
Это вполне рыночная цена, в целом соответствующая и по цене, и по качеству исполнения американским, к примеру, ценам. Почему другой диктор, причем неважно откуда он, стоит дешевле – проблемы не Чонишвили и не Кириллова. Стань Чонишвили, заимей убедительное портфолио и стой 200$, а не 500 руб!
Если Вы хотите зарабатывать (не получать) на продакшене деньги – стремитесь зарабатывать больше: нанимайте хороших исполнителей ( в т.ч. певцов и музыкантов), пишитесь в хорошие микрофоны, побеждайте на фестивалях, даже если в жюри сидят одни тщеславные +++++. Сделайте так, чтобы ни один +++ на “Кайенне” не сказал, что 1.000.000$ за Ваш радиоролик – это слишком дорого.
Правда, чтобы достичь такого уровня. нужен не один год упорной больбы со стихией… Поверьте, 1.000$ в заначке есть даже у Степана Виленовича Пуздого, единственного акционера ООО “Овощная лавка “Писькин и сыновья”. Вот захочет ли он потратить ее именно на Вас… Кстати, а знаете, как они вдруг “выросли” до 200$? В какой-то момент все 15-20 наиболее востребованных на теле и радиоозвучках (а посему узнаваемых и востребованных) сговорились стоить не дешевле оределенной суммы.
Звонит клиент: “Хочу Чонишвили!” – Чонишвили за эти деньги не работает, извините. – “Тогда хочу Деркача!” – ответ тот же… Я согласен, для записи объявления Чонишвили или Кириллов не обязательны.
Но если хочешь бренд-войс СССР – плати! Сеанс лоботомии, который мы проводим Заказчику, вся эта бесконечная переделка сценариев в угоду вкуса того или иного менеджера – да с какого х.. это должно стоить ДЕШЕВО? Вы ж мозгами работаете, звукорежиссер – ушами, а актер – языком. При этом, в случае успеха рекламной кампании (а от ролика тут зависит многое), клиент получит прибыль, не соизмеримую с этими 500 рублями – 100$.
Короче: если есть реальный способ стоить дороже, то глупо стоить дешевле.
ЗЫ: еще раз о говноделии… Это – как платный секс: Вы либо приемлете это, либо нет. Мировая порноиндустрия от этого вряд ли пострадает.