Автор: admin | 07.12.2009 | 3:15 | В рубриках: Новости, Прочее

Без всякого сомнения, микрофон является самым известным и распространенным видом “созидающего” звукового оборудования. Даже те, кто бесконечно далек от звуковых технологий и не имеет никакого представления о звуковой технике, знают, как выглядит микрофон и для чего он нужен. Да и по возрасту это наиболее почтенный прибор – он существовал уже тогда, когда еще не было ни усилителей, ни громкоговорителей, не говоря уже о других компонентах звукового тракта.

Как и положено ветерану, он консервативен, к примеру, в отличие от цифровых систем, множащихся, как грибы, и имеющих почти такой же срок жизни. Многие удачные модели микрофонов выпускаются десятилетиями с минимальными изменениями.

Поскольку микрофон напрямую сопрягается с человеком, он “одушевляется” им как никакой другой прибор. Каких только эпитетов не услышишь от звукорежиссеров и артистов! Вообще отношение к микрофону больше напоминает отношение к музыкальному инструменту, чем к техническому прибору. За редкими экземплярами охотятся, как за скрипками Страдивари или гитарами Рамиреса.

Однако при всей индивидуальности и характерности микрофон – это прибор, имеющий целый ряд нормируемых параметров, по которым сравнивают и оценивают различные типы и модели. Это чисто технические, акустические и электрические, параметры. Количество их ограничено стандартами (например, ГОСТ 6495-84), поэтому о звучании микрофонов по ним можно судить только в самых общих чертах.

Вопрос о классификации микрофонов не так прост, как может показаться. Они различаются:

• по принципу преобразования звуковой энергии в электрическую (механо-электрические характеристики);

• по принципу воздействия звука на диафрагму (механо-акустические характеристики);

• по принципу зависимости выходного сигнала от пространственной ориентации (характеристики направленности);

• по принципу включения в звуковой тракт (коммутационные характеристики).

К тому же микрофоны, сочетая в себе вышеназванные принципы в самой разной комбинации, имеют разный дизайн и предназначение – ручной, подвесной, петличный, накамерный, прикрепляемый к музыкальному инструменту, настольный и т.д. (Ввиду такого явного избытка типов микрофонов микрофоны “для записи министров в бане” оставим за рамками нашего рассмотрения).

С точки зрения механо-электрического принципа выбор невелик. В настоящее время в профессиональной практике используются только динамические и конденсаторные микрофоны. Все прочие не находят применения у профессионалов.

Устройство динамического микрофона аналогично устройству динамического громкоговорителя. Последние часто используются и в качестве микрофона в рациях, переговорных устройствах, т.е. там, где компактность важнее качества звука. Диафрагма динамического микрофона связана с катушкой, находящейся в зазоре вокруг магнита. Продольные колебания прилегающего воздуха смещают диафрагму с катушкой относительно постоянного магнитного поля, что приводит к появлению на концах катушки переменного электрического потенциала, напряжение и частота которого пропорциональны силе и частоте звука, воздействующего на диафрагму.

В конденсаторном микрофоне звук воздействует на мембрану, являющуюся одной из обкладок конденсатора. Этот конденсатор включен в последовательную цепь с источником постоянного тока. При звуковом воздействии на мембрану она начинает колебаться, вызывая изменение емкости, которое, в свою очередь, превращает постоянное напряжение источника в переменное. В силу ряда особенностей использования конденсатора в качестве электроакустического преобразователя, конденсаторный микрофон всегда снабжается специальным усилителем, согласующим выход микрофона со входом нагрузки. Действительно, предложение включить конденсатор на вход усилителя низкой частоты вызовет у инженера-электронщика неадекватную реакцию.

Большинство микрофонных предусилителей являются транзисторными. Однако существует ряд дорогих студийных моделей с ламповыми усилителями. Их неточно называют “ламповыми микрофонами”. Лампа используется здесь только с целью добиться так называемого “лампового звука”, ценимого гурманами-аудиофилами.

Конденсаторные микрофоны делятся на микрофоны с большой диафрагмой и с малой. Первые в силу размеров, дизайна и изрядной цены используются только в студии, вторые более универсальны.

Особой разновидностью конденсаторного микрофона является электретный микрофон, у которого пластины конденсатора, изготовленные из специального материала, постоянно заряжены и не требуют источника постоянного тока. Но источник в электретных микрофонах все же имеется, но только для питания микрофонного усилителя, который так же необходим в электретных микрофонах, как и в обычных конденсаторных.

Большинство современных конденсаторных микрофонов используют постоянное напряжение 48 В, которое подается от специального источника питания либо с микшерного пульта, имеющего функцию так называемого “фантомного питания”. Многие профессиональные видеокамеры также имеют возможность подачи фантомного питания для внешних конденсаторных микрофонов.

С точки зрения акустико-механических принципов устройства микрофонов они делятся на приемники давления и приемники градиента давления.

В микрофонах-приемниках давления звуковая волна воздействует на одну, фронтальную сторону диафрагмы, в приемнике градиента давления (разности) – на обе стороны. Различие в устройстве акустических приемников сказывается прежде всего на их пространственных характеристиках.

С точки зрения пространственных характеристик микрофоны делятся, прежде всего, на направленные и ненаправленные. Направленность определяется как изменение чувствительности микрофона при перемещении источника звука неизменной интенсивности относительно оси, перпендикулярной плоскости диафрагмы. Естественно, что наиболее чувствителен микрофон именно на этой оси. Однако поведение микрофона по мере отклонения источника от этой оси различно:

• в случае, если чувствительность меняется очень слабо, микрофон является ненаправленным, и его характеристика направленности графически изображается в виде круга;

• если чувствительность в пределах фронтальной полусферы меняется мало, а чувствительность со стороны тыльной полусферы резко падает, микрофон является односторонненаправленным. Поскольку график характеристики направленности напоминает сердце (“крендель”), то такой микрофон называется кардиоидным;

• если у кардиоидного микрофона чувствительность при отклонении от оси сильно ослабляется, образуя вытянутую кардиоиду (“грушу”), это суперкардиоидный микрофон;

• в случае резкого падения чувствительности микрофона при отклонении от оси микрофон является гиперкардиоидным, или остронаправленным.

Существуют двусторонненаправленные микрофоны, график которых представляет собой “восьмерку”. При этом следует учитывать, что характеристики направленности сильно зависят от соотношения длины волны и размеров микрофона, т.е. от частоты звука. В отношении низких частот направленность микрофонов проявляется меньше, в отношении высоких – больше. Собственно, такими же свойствами обладает и “самый главный микрофон” – человеческое ухо.

С точки зрения способов коммутации микрофоны делятся на традиционные проводные и радиомикрофоны. Радиомикрофоны представляют собой “комбайн” из микрофонной головки и передатчика в одном корпусе и приемника. Петличные радиомикрофоны состоят их двух частей – самого микрофона, закрепленного на лацкане, воротнике и т.п., и соединенного с ним скрытым кабелем передатчика, находящегося на поясе, в кармане и т.п.

Радиомикрофоны создаются на базе стандартных микрофонных головок (капсюлей), поэтому их акустические характеристики практически идентичны базовым проводным аналогам. Рассмотрение вопроса о принципах и системах FM-передачи, используемой в радиомикрофонной связи, выходит за рамки данной статьи. Практикам же необходимо учитывать, что одновременная работа нескольких радиомикрофонов может вызвать взаимные помехи. В случае, когда необходимо все-таки использовать большое число радиомикрофонов, следует обращаться к моделям, снабженным специальной функцией отстройки от помех, которую имеют далеко не все системы.

Параметры микрофонов охватывают ряд характеристик, как правило, отраженных в их технической документации. Это, прежде всего, номинальный диапазон частот, в котором сигнал на выходе микрофона может быть зарегистрирован. Чем он шире, тем выше класс микрофона.

Тесно связана с номинальным диапазоном частот неравномерность частотной характеристики, т.е. разность между максимальной и минимальной чувствительностью микрофона в пределах номинального диапазона частот. Чем меньше неравномерность и ровнее кривая чувствительности, тем лучше микрофон.

Чувствительность микрофона - это отношение выходного напряжения к звуковому давлению, и выражается в милливольтах на Паскаль (мВ/Па). Так как звуковое воздействие на микрофон может быть самым разным, измерение чувствительности стандартизировано: оно производится в условиях действия прямой звуковой волны (так называемое “свободное поле”) и на частоте 1000 Гц. Чувствительность конденсаторных микрофонов значительно выше чувствительности динамических. Смысл такого параметра, как перепад чувствительности “фронт/тыл”, ясен из названия. Его значение различно для разных типов направленности микрофонов. Тесно связаны между собой такие параметры, как выходное сопротивление и сопротивление нагрузки, выражаемые в омах и измеряемые также, как правило, на частоте 1000 Гц. При этом сопротивление нагрузки должно быть в несколько раз больше, чем выходное сопротивление (не меньше, чем в 3 раза).

Следует отличать чувствительность от уровня чувствительности, зависящего от номинального сопротивления нагрузки.

Стандартный уровень чувствительности выражается в децибелах (дБ) и отражает уровень мощности, развиваемой микрофоном в номинальную нагрузку при давлении в 1 Паскаль. При этом чем меньше сопротивление нагрузки (и, стало быть, выходное сопротивление микрофона), тем выше уровень чувствительности микрофона.

Предельное звуковое давление измеряется в диапазоне средних частот и указывает, при каком уровне гармоники превысят 0,5%. Для профессиональных микрофонов это число достигает гигантского значения – до 140 дБ.

Уровень собственных шумов микрофона определяется как уровень эквивалентного звукового давления при отсутствии воздействующего звукового сигнала и измеряется в децибелах. Чем ниже значение этого параметра, тем, естественно, лучше. Для профессиональных микрофонов он составляет 20 дБ и менее.

Динамический диапазон микрофона - это разность между двумя предыдущими параметрами. Не нормируется и не указывается в документации такой параметр, как отношение сигнал/ шум. Но на практике его вычисляют, вычитая из уровня 94 дБ значение уровня собственных шумов микрофона.

Техническая документация на микрофоны может содержать и дополнительные параметры. Это зависит от производителя. Но паспорт профессионального микрофона должен содержать графики его испытаний – кривые частотной характеристики и характеристики направленности.

От общего изучения абстрактного микрофона перейдем к конкретным конструктивным решениям.

Микрофоны, в зависимости от своего предназначения, могут быть ручными, закрепляемыми на стойках и растяжках, петличными, настольными, накамерными и т.д. Рассмотрим, как отличия в конструктивном исполнении зависят от функционального предназначения.

Большинство микрофонов используются как в студии, так и в “живой” (live) работе (концерт, театр, репортаж и т.п.), поэтому ручной микрофон – самый распространенный тип. Сама микрофонная головка, или капсюль, располагается в верхней части, и может иметь форму шара или близкую к ней. Для удержания микрофона в руке головка прикреплена к рукоятке цилиндрической формы, на конце которой имеется разъем (как правило, типа XLR) для подключения кабеля. Если микрофонная головка маленького размера, то микрофон может иметь форму цилиндра неизменного диаметра. Ручные микрофоны обычно являются односторонне-направленными – кардиоидами, а в случае необходимости улучшенной помехозащищенности – суперкардиоидами.

Если микрофон не предполагается держать в руке, его форма может быть любой – куб, шар, ромб и другой. Такой микрофон имеет встроенное крепление – зажим, резьбу – для установки на стойке, шарнире, гибком шланге, головной гарнитуре (пара “наушники- микрофон”). Дорогие студийные микрофоны могут вообще не иметь крепежных приспособлений, так как их подвешивают внутри специальных резиновых растяжек, чтобы акустически изолировать микрофон от пола и стойки.

Характеристика направленности “неручных” микрофонов может быть как односторонней (разной степени остроты), например, микрофоны, прикрепляемые к музыкальным инструментам, так и ненаправленной – например, микрофоны “общего пространства зала” (ambiance).

Большую популярность на радио и телевидении завоевали сравнительно новые типы микрофонов – настольные (планшет – “таблетка”) и петличные. Планшетный микрофон, используемый иногда и в театре (уже как напольный), представляет собой плоскую или чуть выпуклую пластину с большой мембраной и разъемом на торце. Благодаря ненаправленной характеристике (точнее, он чувствителен в пределах полусферы) этот микрофон часто используют на публицистических программах типа “разговор за круглым столом”, потому что одного микрофона достаточно, чтобы воспринимать звук от всех участников.

Петличные микрофоны, так называемые “лавалье”, имеют очень миниатюрную, но высокочувствительную головку и закрепляются, как и следует из названия, на одежде с помощью зажима-прищепки. В связи с тем, что их ось наибольшей чувствительности не может быть направлена прямо на говорящего, петличные микрофоны почти всегда ненаправленные. Часто они снабжены встроенными фильтрами низких частот, ведь одежда – не лучшее место для крепления микрофона.

Применяемые в репортажной видеосъемке (ENG) накамерные микрофоны, как правило, конденсаторные и остронаправленные. Это связано с тем, что микрофон должен брать звук точно с того места, куда направлен объектив, и не воспринимать звуки, приходящие от источника вне кадра. Во многих камерах имеется переменное усиление, управляемое трансфокатором по принципу “ближе-громче”, “дальше-тише”. (Хотя данная функция относится собственно уже не к микрофону, а к видеокамере)

Говоря о характеристиках направленности микрофонов, следует учитывать, что многие профессиональные микрофоны имеют переключаемую направленность. Это достигается сборкой микрофона из нескольких капсюлей, расположенных акустически и соединенных электрически таким образом, что при разных вариантах их включения меняется характеристика направленности микрофона от ненаправленной до остронаправленной и двусторонненаправленной. Переключатель обычно расположен на корпусе микрофона, но бывает и дистанционное управление от блока питания, расположенного около микшерного пульта.

В некоторых микрофонах для расширения частотного диапазона применяются два капсюля – низкочастотный и высокочастотный, подобно двухполосным акустическим системам. В таких микрофонах имеется, как и в двухполосных акустических системах, разделительный фильтр-кроссовер.

Помимо переключателей направленности, во многих микрофонах, особенно ручных для “живой” работы, имеются фильтры низких частот, а также переключатели частотной характеристики – ровная, с завалом низких, с подъемом высоких. Это сделано для удобства и быстроты коррекции частотной характеристики самим исполнителем. В студийной практике этими функциями микрофона обычно не пользуются. Вместо них в студийных микрофонах часто имеется аттенюатор на 10 дБ, защищающий тракт при очень при очень сильных сигналах.

Почти общепринятым стандартом стало наличие на ручных микрофонах кнопки-выключателя. Как показывает практика, ничего, кроме конфузов и проблем, эта кнопка звукорежиссеру не приносит. Некоторые фирмы идут еще дальше – устанавливая выключатель, они снабжают микрофон еще и устройством блокировки этого выключателя! Вот, если бы эти усилия направить на улучшение звука…

Любой микрофон, дорогой или не очень, великолепно звучащий или так себе, – сложный и хрупкий прибор. Вывести его из строя или испортить звук ничего не стоит. Неслучайно производители снабжают микрофоны различными устройствами защиты. Плетеная проволочная сетка предохраняет капсюль и диафрагму от прямого механического повреждения – удара, царапанья и т.п. Под сеткой устанавливается тканевый экран, защищающий микрофон, прежде всего, от слюны. Поверх микрофонной головки обычно надевается еще и съемный поролоновый экран-колпачок. В репортажной радио и видеопрактике часто используют экран из мехового ворса, особенно с микрофонами-“пушками”, гасящий задувания ветра в микрофон. В студийной практике микрофоны защищают специальной рамочкой с натянутым тонким поролоновым листом.

Микрофон является самым слабым источником сигналов, поэтому эти сигналы в наибольшей степени подвержены искажениям и зашумлениям от внешних электромагнитных полей. Единственным средством защиты микрофонного сигнала, особенно при длинных линиях, может быть симметричный (балансный) провод, у которого звуковой сигнал идет по внутренним проводам, закрытым экранной оплеткой. Присоединяемый к корпусу пульта или усилителя экран защищает слабый микрофонный сигнал от сопоставимых по уровню внешних наводок.

Все эти сведения, казалось бы, очевидны и общеизвестны, однако плохая или неправильная экранизация, не говоря уже о ее отсутствии – главный источник проблем как в студии, так и в звукоусилении.

Коммутация современных профессиональных микрофонов фактически унифицирована – это симметричный разъем XLR (Canon). Встречавшиеся ранее разъем DIN и нестандартные отечественные ушли в прошлое. Для правильной коммутации микрофонов необходимо, чтобы контактный стержень №1 был присоединен к экрану кабеля и корпусу микрофона, контакт №2 – к плюсу (“горячий”), контакт №3 – к минусу (“холодный”).

При многомикрофонной работе (больше одного микрофона) следует сразу проконтролировать их синфазность, т.е. совпадение полярности. Даже лучшие профессиональные микрофоны от одной фирмы не гарантируют автоматической синфазности. Проверить ее несложно: при поочередном введении регуляторов пульта громкость должна возрастать. Разумеется, при этом на все микрофоны воздействует один источник звука. Не проверивший синфазность перед сессией звукорежиссер может наказать сам себя – придется выбросить запись!

В начале статьи указывалось, что микрофон как прибор весьма консервативен. В каком направлении будут развиваться микрофоны, чего следует ожидать в будущем? Следует ли готовится к революционным изменениям и появлению новых, невиданных способов преобразования звука в электрический сигнал? Пока в сфере профессиональной звуковой техники, революционной ситуации не наблюдается. (“Шпионские штучки” условились не трогать). Вряд ли появление “цифрового” микрофона следует считать революцией. В обычный микрофон вмонтирован аналого-цифровой преобразователь, и далее цифровой сигнал по коаксиальному или оптическому кабелю направляется в цифровой пульт или магнитофон. Так ли уж необходимо преобразование звука в цифровую форму прямо в корпусе микрофона – вопрос довольно спорный. Тем более что АЦП требует специального электропитания, а помехоустойчивая передача цифрового сигнала на большие расстояния, да еще от такого “беспокойного” источника, как микрофон – задача непростая. Пока такая новация представляется сомнительной.

А если учесть, что уже реально существует цифровое радиовещание, цифровые микрофоны, следует исполнять в радиоварианте. Правда, совмещение высококачественной микрофонной головки, высококачественного АЦП и цифрового передатчика с приемником в одном комплекте грозит сделать его цену запредельной. Впрочем, и здесь вердикт вынесет, как всегда, главный критерий истины – практика.

Перейдем теперь к практическим аспектам работы с микрофонами.

Правильный выбор микрофона и правильная работа с ним зависит от характера его применения, рода деятельности, с одной стороны, и ряда психоакустичеких особенностей человеческого слуха и микрофонов, с другой.

Применение микрофонов можно условно разделить на три сферы: студийная звукозапись, звукоусиление во всем его многообразии и радиотелевизионная практика. Все эти виды деятельности имеют свою специфику в части применения микрофонов, но о ней позже. Сначала необходимо четко уяснить разницу между человеческим слухом и микрофоном.

Помимо чисто акустических различий – в частотном диапазоне и характеристике, в направленности и чувствительности, имеется не менее важное психоакустическое различие. Это феномен, получивший в английской литературе изящное название “cocktail party effect” – “эффект вечеринки”. В самом деле, любой из нас по опыту знает, что если в большой компании мы беседуем с кем-либо, то речь людей, находящихся всего в полуметре от нас, мы как бы не слышим. Звуки их речи, конечно, достигают нашего слуха, но воспринимаются как шум – вербальное распознавание их слов наше сознание не производит, так как распознает речь только того, на кого направлено наше внимание. Это своего рода “отстройка от помех”, производимая нашим мозгом.

Не так с микрофоном. Он улавливает и передает дальше в электроакустический тракт все звуки, которые может зарегистрировать. Более того – в отношении звукозаписи психологическая избирательность слуха не действует. Прослушав фонограмму, сделанную в многолюдном собрании, мы услышим лишь хаос голосов, из которых наш слух не сможет выбрать какой-то один.

Из этого психоакустического феномена и следует первое правило работы с микрофонами: в микрофон должны попадать только те звуки, которые нужны; всем остальным объявляется война с применением самых разных способов, средств и устройств.

При всем обилии рассмотренных выше нормируемых технических параметров микрофон – наиболее индивидуальный прибор. Отсюда и второе правило: не существует идеального микрофона, подходящего для всех источников звука и видов работы (к сожалению). Выбор микрофона для конкретного источника (голоса, инструмента, шума) и способа применения (запись, усиление) – дело опыта, во всех смыслах этого слова.

Ошибется тот, кто решит, что чем микрофон дороже и именитее, тем лучше будет результат! Выбор микрофона там, где речь идет об эстетическом, художественном аспекте звука – дело субъективное, мало зависящее от чисто технических параметров, а только от вкуса, опыта и культуры звукорежиссера.

Правда, это правило можно, а иногда и нужно “вывернуть наизнанку” – там, где не требуется качество звука Hi-End (например, в новостийном репортаже вряд ли необходимо добиваться передачи “всего богатства оттенков и нюансов” голоса репортера или случайного прохожего), там достаточно руководствоваться стандартными рекомендациями по применению того или иного микрофона по его объективным техническим характеристикам. Как говорится, “овчинка выделки не стоит…”

Рассмотрение специфики применения микрофонов начнем со звукоусилительной практики (концерт, театр, шоу и т.п.). Современное звукоусиление фактически многомикрофонно. Стало быть, вступает в действие первое правило, и это сразу диктует выбор типа направленности микрофонов. Это односторонне направленные микрофоны. В большинстве случаев сейчас используются системы контрольного озвучивания сцены, т.н. “мониторная подзвучка”, а в больших залах также и “прострел”, то есть примерно такие же акустические системы, которыми озвучивают зал, но повернутые из-за кулис вдоль сцены. Практика подзвучивания повышает требования к направленности микрофонов. Это связано с необходимостью избегать возникновения акустической обратной связи – всем известного “воя” и “свиста” микрофонов вблизи воспроизводящих акустических систем. Поэтому используются супер- и гиперкардиоидные микрофоны.

Разные источники звука обладают чрезвычайно разными частотными, динамическими и пространственными характеристиками. Следовательно, вступает в силу второе правило: – каждому источнику – свой тип микрофона со своими параметрами.

Говоря о технических параметрах микрофонов, следует упомянуть еще об одном, который не нормируется стандартами и часто вообще не упоминается в технической литературе – это частотная зависимость от расстояния до источника звука. Проще говоря, чем ближе источник, прежде всего голос, к микрофону, тем больше низких частот присутствует в сигнале. Это может являться причиной проблем – появлениям нежелательных призвуков, “бубнения”, “взрывных” эффектов, а также искажениям частотного баланса, когда низкие составляющие голоса начинают пересекаться с другими низкими звуками, например, с партиями басовых инструментов.

Основное применение в звукоусилении находят динамические микрофоны – более универсальные, стойкие к перегрузкам и более дешевые. Для вокала рекомендуются динамические микрофоны, обычно суперкардиоидные, с частотной характеристикой от 60-70 Гц и до 16-17 кГц. Полезен бывает небольшой “завал” на низах, не влияющий на тембровую окраску голоса у баритонов и басов, но спасающий от “бубнения”. Также полезен небольшой подъем на средних частотах (1-3 кГц), дающий “эффект присутствия” (presence) и подчеркивающий высокую певческую форманту. А вот на более высоких частотах вновь желателен спад, подавляющий шипящие звуки.

Общее правило – не надо надеяться на эквалайзер! Микрофон должен хорошо звучать и без него, а если он звучит плохо, не спасет не только эквалайзер, но и компрессор, эксайтер, энхенсер, ди-эссер – ничто!

Следует учитывать, что микрофоны для вокала, помимо различных акустических качеств, по-разному реагируют на нахождение в руках исполнителя – одни никак не реагируют, другие могут производить неприемлемый шум. Определить это можно только опытным путем, поэтому их следует специально проверять по этому поводу. И заранее!

Для большинства музыкальных инструментов пригодны те же микрофоны, что и для вокала. Многие, так называемые “инструментальные” микрофоны, в свою очередь, отлично работают с вокалом. Правда, они обычно имеют несколько иной дизайн, так как не рассчитаны на то, что их будут держать в руках. Однако для некоторых музыкальных инструментов существуют специализированные микрофоны. Например, для басовых инструментов (контрабас, туба, тромбон, большой барабан и т.п.) есть несколько микрофонов разных фирм, один внешний вид которых сразу говорит об их предназначении. Для озвучивания ударных инструментов применяются специальные микрофоны, некоторые даже со специальными креплениями. При этом характер звука будет зависеть не только от выбранных моделей микрофонов, но, и в большой степени, от расстояния до звучащей поверхности и угла наклона к ней. Варьируя эти параметры, можно добиваться самого разного звука.

Большинство музыкальных инструментов озвучивается одним микрофоном. Но некоторые, такие, как рояль, нужно озвучивать двумя-тремя микрофонами. Сделать это не так просто, как может показаться. Микрофонная техника, применяемая при записи фортепиано, здесь подходит мало. Расположенные близко к струнам микрофоны сделают его звук конкретным, ярким, но упрощенным. Если расположить микрофоны далеко, звук станет размытым, противоречащим близким планам других инструментов. Сложность озвучивания рояля, видимо, одна из причин, по которой все чаще на сцене используется электроакустический рояль с практически неотличимым, во всяком случае, при усилении, звучанием.

В концертно-усилительной практике редко применяются микрофоны “общего плана” (ambiance). Как правило, каждый инструмент имеет свой микрофон, даже в “биг-бенд”. Но бывают и исключения: это озвучивание симфонических или камерных оркестров, когда одним микрофоном “снимают” звук нескольких соседних однотипных инструментов, например, группу скрипок. Тут возможен и редкий в звукоусилении случай использования конденсаторных микрофонов “широкой кардиоиды” с большой диафрагмой.

Говоря о концертном звукоусилении, нельзя не коснуться и снятия микрофонами звука с инструментальных усилителей “комбо” – гитарных, басовых, клавишных. Здесь есть своя специфика – во-первых, небольшая поверхность излучения звука (совпадающая с диаметром динамика, т.е. 12-18 дюймов); во-вторых, значительное звуковое давление, ведь музыканты свои “комбики” обычно “врубают от души”. Решают проблему динамическим остронаправленным микрофоном, который размещают в 20-50 см от динамика и обязательно под углом к оси диффузора (30-45О).

В целом же не нужно слепо следовать указаниям фирм-производителей: такому-то инструменту – такой-то микрофон. Это может дать нужный вам эффект, но может и не дать, и к какому-нибудь инструменту может подойти микрофон, нацеленный, казалось бы, на совсем другое применение. Это, опять таки, дело выбора и вкуса звукорежиссера.

В отличие от практики звукоусиления студийная звукозапись в основном опирается на конденсаторные микрофоны, хотя для таких характерных инструментов, как ударные, и в студии применяются упоминавшиеся выше специальные динамические. Техника расположения микрофонов и источников (вокал, инструменты) в студии более разнообразна. Дело в том, что, в отличие от концерта, где пространственные манипуляции исполнителя с микрофоном не дают никаких положительных результатов, в студии приближением-удалением, изменением угла оси микрофона можно добиться разных интересных эффектов.

Так, рояль в эстраде и джазе пишут близкими суперкардиоидными микрофонами, а в академической музыке – удаленными на 2-3 метра кондесаторными, что дает ощущение пространства и снимает жесткость молоточковой атаки.

При записи солирующих инструментов – духовых, струнных, щипковых – микрофон устанавливается в соответствии с требуемой задачей. Прямое нацеливание микрофона на излучающую поверхность (раструб, дека, клапаны) дает более яркий звук с возможными естественными шумами, поворот микрофона под углом смягчает звук, но и приглушает артикуляцию.

Статья взята отсюда:  http://www.artfabrik.ru/catalog/microphons.php в ознакомительных целях, не преследуя никакой коммерческой выгоды. Все права принадлежат авторам.

Эта запись была опубликована 07.12.2009в 15:42. В рубриках: Новости, Прочее. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставьте свой комментарий

Примечание: Осуществляется проверка комментариев, и это может задержать их публикацию. Отправлять комментарий повторно нет необходимости.